Термин «мазхаб» переводится с арабского языка как «направление». Некоторые дают этому термину значение «путь». Мазхаб в исламе – это определенное учение, основанное факихом (то есть ученым-правоведом), имеющим степень ижтихада. При этом все подобные течения основываются на нормах Корана. Но верующие задают вопрос, какой мазхаб самый правильный в исламе.
Какие существуют мазхабы в исламе
Мазхаб в исламе – это неотъемлемая и достаточно важная часть мусульманской культуры. Она включает в себя систему знаний, передаваемую от учителя ученику, от поколения поколению. Итак, сколько мазхабов в исламе? В общей сложности их насчитывается шесть. Однако в наше время широкое распространение и применение имеют только 4 мазхаба в исламе.
К ним относятся:
- ханафитский;
- маликитский;
- шафиитский;
- ханбалитский.
Еще одна правовая школа, захиритская, в настоящее время полностью исчезла, а джафаритская имеет распространение только среди шиитов.
Что такое мазхаб в исламе
Мазхаб — это не умозаключение имама, не выводы, к которым он пришел путем мышления, а его понимание священных текстов и их интерпретация. Поэтому, когда мы говорим, что придерживаемся мазхаба какого–то имама, например, Шафии или Абу Ханифы, мы не имеем ввиду, что придерживаемся его личного умозаключения, оставляя в стороне Коран и сунну, а придерживаемся его понимания священных текстов, которые привел имам в своей книге, что было передано от него или выведено учеными–последователями, опираясь на основы имама и его принципы, а также путем сравнения («кияс»). Примером могут послужить известные слова имама Шафии: «Если хадис будет достоверным, то это мой мазхаб».
Во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) все вопросы решались пророком, он был и муфтием и судьей. После его смерти, во времена сподвижников, стали появляться мазхабы, такие как мазхаб Айши, АбдуЛлаха ибн Умара, АбдуЛлаха ибн Масуда и других. После, во времена табиинов, стали широко известны семеро факихов (правоведов) Медины (Саид бин Мусаяб, Урва бин Зубайр и др.), ученые Куфы (Ибрахим Нахаи, Алькама бин Масуд), Басры (Хасан аль–Басри). С начале 2 века и до конца 4–го по хиджри (золотая эпоха ижтихада), ученые уделяли большое внимание ижтихаду, а самыми известными мужтахидами, основоположниками мазхабов стали 13 из них: Суфян бин Уяйна в Мекке, Малик бин Анас в Медине, Хасан аль–Басри в Басре (Ирак), Абу Ханифа и Суфян бин Саври в Куфе (Ирак), Авзаи в Шаме (Сирия и близлежащие страны), Шафии и Лейс бин Саад в Египте, Исхак бин Рахуя в Нейсабуре, Абу Савр, Ахмад бин Ханбал, Дауд Захири, Ибн Джарир Табари в Багдаде.
Однако, все эти мазхабы не получили широкого распространения, а остались текстами, изложенными в книгах. Из дошедших до нас суннитских мазхабов, самыми распространенными являются четыре: мазхаб имама Абу Ханифы, Малика, Шафии и Ахмада. Также есть различные шиитские мазхабы.
В чем отличие мазхабов в исламе
Все они основаны на Коране, Сунне, Иджме и Кыясе. Коран – это главный источник мусульманских знаний. Сунна – путь и знания оставленные пророком Мухаммадом (мир ему). Иджма – единогласное мнение авторитетных богословов. Кыяс – суждение по сравнению ситуаций описанных в Коране и Сунне.
Следующий момент: мазхабы разнятся между собой в вопросах фикха, а не в вопросах акиды (вероубеждения). А между тем различие взглядов в вопросах фикха (шариата, совершения поклонения тем или иным образом) противоречит требованиям Корана и сунна. Более того, это поощряется.
В истории Ислама имели место различные мазхабы, среди которых были и мазхабы таких ученых, как имам Ляйс, имам Табари и др. Все основоположники мазхабов были очень учеными мужами. Да по другому и не могло быть. А иначе, кто последует за невеждой? И в состоянии ли невежда образовать свой мазхаб? В чем проблема тех, кто отвергает правомерность, к примеру, четырех мазхабов?
В том, что они: — опираются лишь на свои ограниченные знания, которые, в принципе, трудно назвать «знанием»; — непонимании того, что мазхабы разнятся между собой не в вопросах акиды, что является основой религии, а в вопросах фикха.
К примеру, допустим, что вероубеждение двух верующих одинаково. Оба они веруют во Всевышнего, в Его единственность, в то, что Коран является словом Всевышнего, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является истинным посланником Всевышнего и т.п. Это основа Ислама. Насколько важно, после этого, сколько дополнительных (нафиль) молитв совершает каждый из них? Сколько дней в месяце каждый из них соблюдает дополнительный пост? А между тем, отрицающие правомерность мазхаба поднимают подобные второстепенные, после правильного уверования, вопросы в ранг «очень насущных». Насколько это правильно?
Что касается того: «Какой из четырех мазхабов является наиболее приемлемым?»,-то следует отметить, что это наиболее распространенные мазхабы в исламском мире. Приверженцы этих мазхабов есть и в Азии, и в Европе, в Америке, и даже в Саудии. И любой верующий в праве придерживаться любого из этих четырех мазхабов.