Харам – под этим понятием шариат подразумевает определенные деяния, которые ислам считает греховными и запрещает. Все греховное или то, что ведет к греховному и запрещенному в исламе является харамным. Антонимом является халяль, то есть дозволенное. Выясним подробнее, что означает харам в исламе простыми словами, приведем список.
Оглавление
Что значит харам в исламе: объяснение простыми словами
Запрещенное в нашей религии называется харам. Подобно тому, как есть польза от следования приказам Аллаха, есть польза от избегания того ,что Он запретил. Аллах создал запретное (харам) — как испытание для людей. Кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому надо знать, что такое харам и не совершать его.
Иногда считают, что харам является аналогом христианского термина «грех», однако это не так, поскольку, например, существует мечеть под названием Аль-Харам. Слово это с арабского можно перевести как «священный», «запретный». Родственные слова, означающие примерно то же, встречаются в иврите и в эфиопском наречии.
Харам в Исламе: список
Список основных запретов в Исламе:
- Ширк (придавание Аллаху сотоварищей);
- Употребление опьяняющих напитков и одурманивающих веществ, в.т.ч. наркотиков;
- Употребление в пищу мяса свиньи и других запрещенных животных, мяса животного не заколотого по шариату и мертвечину;
- Ростовщичество (давать и брать деньги под проценты);
- Азартные игры (игры с целью выигрыша денег или других материальных ценностей);
- Прелюбодеяние, мужеложство;
- Непослушание родителям, противостояние им;
- Убийство человека без причины;
- Причинение вреда или посягательство на чужое имущество;
- Обвешивание и обмеривание;
- Воровство, обман, ложная клятва, сплетни, клевета, лжесвидетельство, насмешки, нарушение обещания;
- Бесправное использование имущества сироты;
- Колдовство, занятия магией;
- Называние мусульманина кяфиром (неверным);
- Невыполнение обязательных предписаний Ислама (намаз, пост, закят итд).
Однако, например, убийство может быть позволено, если тому сопутствуют определенные обстоятельства. Оно не будет харамом, если убит оказался человек, напавший на мусульманина с целью как раз таки убийства, или неверный, сраженный во время джихада – священной войны, или если убийца – палач, выполняющий свои обязанности. Убийство же человека, верующего в Единого Создателя, является, напротив, очень большим грехом.
Также харамом в исламе является идолопоклонничество, бегство с поля боя, посягательство на имущество сироты, менее значительным – принятие пищи из золотой или серебряной посуды, для женщин — ношение прозрачной и облегающей одежды, для мужчин — шелка и золота, женщине нельзя быть похожей на мужчину, а мужчине, в свою очередь, на женщину. На алкоголь наложен строгий запрет, поскольку его употребление способствует высвобождению пороков в человеке, лишая его разума. Также распространяется запрет на торговлю вином и, в принципе, любое соприкосновение со спиртным. На употребившего вино один-единственный раз налагается наказание. Категорически нельзя издеваться над людьми, причинять им боль любого характера. Под запретом находятся аборты.
Какие продукты харам в исламе
Не дозволено в исламе употреблять в пищу продукты такие как: мертвичина, кровь, мясо диких животных, свинина и те продукты, которые из нее производят путем переработки. Один из таких продуктов, желатин, является спорным – ряд исламских богословов считает, что желатин – это харам, а их оппоненты придерживаются мнения, что желатин относится к халяльной категории продуктов.
Также к харамным продуктам относятся такие пищевые красители, как кармин, который получают из кошенили, то есть червя.
Ислам запрещает мусульманам употреблять в пищу то, что нельзя убивать – это пчел, муравьев, удодов, лягушек и сорокопутов, то, что приказано убивать – змей, злых собак, воронов, мышей, скорпионов и ящериц, а также коршунов, мясо тех животных, которые питаются нечистотами, а также мясо тех животных, которых продавать запрещается — кошек и собак. Также ислам запрещает употреблять в пищу те продукты, которые вредят здоровью человека.
Продукция, не относящаяся к халяль, относящаяся к списку запрещенных исламом к употреблению, включает в себя те продукты, которые перечислены в Священной Книге Коран. Это свинина, мясо собак, мулов, ослов, а также хищных зверей и птиц. Это мясо остальных животных, которые не были забиты в соответствие с исламскими традициями или питались запрещенными продуктами.
Стоит сказать, что харам может несколько различаться в зависимости от местных традиций, но исключений для него нет – список запретных действий распространяется на всех. Человек, отвергающий его, лишается благословения Аллаха и переходит в стан неверующих. Согласно Корану и Сунне в общей сложности может быть около 55 видов действительно тяжких грехов, подпадающих под категорию харама. Запрещать и позволять совершать что-либо находится исключительно в прерогативе Аллаха, поэтому новых правил в исламе не создается, и в сложных ситуациях опираются лишь на авторитетные книги.
Харам и макрух: в чем отличия
Кроме харама и халяля существует третья разновидность действий – макрух. Это более мягкая, чем харам, форма запрета, но действия, подпадающие под эту категорию, также строго порицаются и наказываются. Таким образом, мы выяснили, что такое харам – то, что находится под категорическим запретом Аллаха. Существует две разновидности макруха: одна из них наиболее близка к греху и считается таковым, а другая – нежелательные действия, более близкие к халялю.
Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля.
Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным.
По ханафитскому мазхабу, тахриман макрух – это понятие, противоположное по смыслу ваджибу, и к такой категории относится ношение украшений или одежды из шелка мужчинами. Если же рассматривать понятие танзихан макрух, то в нем запрет слабее выражен, чем в тахриман макрухе. Противоположным танзихан макруху является понятие мандуб.
Такие ученые ханафитского мазхаба, которые признаны классиками мусульманской науки, Мухаммад аш-Шейбани, Абу Йусуф и Абу Ханифа считали, что те запреты, которые выводятся в единичных достоверных хадисах, следует отнести к категории макрух-тахриман.
Музыка в исламе: харам или халяль
Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки [1] с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Думаю, настало время и есть необходимость раскрыть тему, обосновать мнения и поставить предположительно последнюю точку.
По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим.
Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное — чтобы он не забыл о том, что такое ежедневная обязательная молитва.
Религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И сила Ислама — в гибкости канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному»).